Лучшие фильмы «Оскара-2025». «Конклав»: почему триллер о выборах Папы Римского – не для всех
Второй выпуск сериала Кибера.
Как «Конклав» превращает выборы Папы Римского в захватывающий политический триллер? Почему это один из самых красивых и эстетских фильмов последних лет? И, наконец, что общего у Изабеллы Росселлини и Юры Борисова? В этом тексте поговорим о самом неоднозначном претенденте на лучший фильм «Оскара-2025».
Кибер продолжает сериал, посвященный номинантам на «Оскар». Прошлые выпуски:
Сюжет и создатели «Конклава»
В Ватикане умирает Папа Римский. Организация выборов нового понтифика (то есть конклава) ложится на плечи близкого друга умершего, кардинала Томаса Лоуренса (Рэйф Файнс).
Фаворитов четверо:
- американец-реформатор Альдо Беллини (Стэнли Туччи),
- итальянец-реакционер Гоффредо Тедеско (Серджио Кастеллитто)
- и два популиста – канадец Жозеф Трембле (Джон Литгоу) и нигериец Джошуа Адейеми (Лусиан Мсамати).
Пока один из кандидатов не наберет две трети плюс один голос, все кардиналы будут полностью изолированы от внешнего мира в Сикстинской капелле. Лоуренс, переживающий кризис веры, разделяет либеральные взгляды, однако очень хочет провести честные выборы.
Тем временем в Ватикане начинается настоящая «Игра престолов»: кто-то целенаправленно устраняет одного фаворита за другим, передавая Лоуренсу доказательства их прегрешений. Выборщики раз за разом не могут прийти к согласию, а извне поступают тревожные известия – мир фактически на грани катастрофы: масштабные беспорядки, теракты исламистов и всеобщая паника.
Головной боли Лоуренсу добавляет неожиданное появление нового кардинала – Винсента Бенитеса (Карлос Диес), малоизвестного мексиканского священника, который всю жизнь провел в горячих точках, помогая беженцам и жертвам войн. Покойный Папа даровал ему сан втайне от всех незадолго до смерти.
После того как террорист-смертник подрывает себя рядом с Сикстинской капеллой, кардиналы уже готовы встать на сторону Тедеско, призывающего к религиозной войне. Однако Бенитес неожиданно произносит проникновенную речь: в отличие от присутствующих, он видел настоящую войну и убежден, что на насилие нельзя отвечать насилием. Коллегия большинством голосов избирает его новым Папой Римским. В финале Бенитес признается Лоуренсу, что всю жизнь считал себя мужчиной, но недавно узнал, что родился с маткой и яичниками. Он верит, что Бог создал его таким неслучайно.
Снял «Конклав» немецкий режиссер Эдвард Бергер, на счету которого несколько успешных сериалов: «Патрик Мелроуз», «Ваша честь» и другие, но главный проект в карьере – «На Западном фронте без перемен». Масштабная экранизация от Netflix одноименного антивоенного романа Ремарка о немецких солдатах в мясорубке Первой мировой – один из лучших фильмов 2023 года и обладатель четырех «Оскаров».
В основе сценария Питера Строана – одноименный бестселлер Роберта Харриса. По книгам британского писателя поставлено множество картин, самые известные – «Офицер и шпион» и «Призрак» Романа Полански.
Отдельной похвалы заслуживают художники-постановщики Сьюзи Дейвис и Синтия Слейтер (номинированные на «Оскар»), а также оператор Стефан Фонтен («Капитан Фантастик», «Пророк»). Отсутствие последнего среди претендентов на приз Американской киноакадемии выглядит странным.
Хотите больше знать про «Оскар»? На RUTUBE собраны обзоры, мнения экспертов, нарезки и эксклюзивные материалы про главное событие в мире кино.
Три причины, почему «Конклав» нужно смотреть
1. Первая половина фильма – эталонный политический триллер
У «Конклава» не просто образцовая завязка, поначалу он напоминает чарующую смесь из «Карточного домика», «Нового Папы» и «Имени розы». Бергер мастерски заряжает ружья, закручивает интригу и погружает зрителя в обманчиво меланхоличную, почти гипнотическую атмосферу, которая постепенно перерастает в настоящую паранойю.
По канонам жанра все начинается с события, нарушающего привычный порядок вещей, – смерти Папы. Как фильмы о маньяках стартуют с убийства, здесь – неожиданная кончина понтифика запускает механизм жесткой политической борьбы.
Сеттинг «Конклава» – идеальный сетап для герметичного триллера: больше сотни статусных амбициозных людей заперты вместе, чтобы выбрать будущего духовного лидера миллиарда католиков. В таких условиях даже святые способны утратить человечность. Что уж говорить о сильных мира сего, которых Бергер изображает обычными людьми.
Подогревают этот мешок со змеями обрывки информации из внешнего мира – за стенами Сикстинской капеллы начался чуть ли не апокалипсис.
При этом динамику и темп задает детективная история – кто-то планомерно устраняет фаворитов в гонке за папский престол. Зрители и Лоуренс гадают: замешан ли в этом один из кардиналов, внешние силы или это божий промысел? А затем начинают возникать другие сомнения: смерть Папы – не случайна? Что значит неожиданное появление нового кардинала?
Завершает эту триллерную конструкцию главный герой. Кардинал Лоуренс напоминает детективов из классического нуара, только вместо бутылки виски у него – кризис веры. Он идеальное альтер эго зрителя: одновременно часть системы и аутсайдер, способный взглянуть на происходящее со стороны. В нем в равных долях уживаются личная трагедия, усталость, разочарование, но, несмотря на сомнения и боль, Лоуренс – единственный, кто пытается докопаться до истины.
2. «Конклав» – один из самых красивых и эстетских фильмов последних лет
Геометрия кадров, изысканная игра цветов и контрастов, продуманные мизансцены, наполненные внутренней тревогой и символизмом.
Источник: @genieeozepelim
Камера Фонтена не только штампует картинки для Pinterest и библейские отсылки. Он находит красоту в повседневности и превращает рутинные детали и быт в искусство.
При этом «Конклав» не боится иронии, тонко снижая пафос происходящего и разбавляя напряжение легкими визуальными акцентами.
А когда требует история, камера уступает место актерам и переходит к классическим восьмеркам и выразительным крупным планам.
3. Великолепный актерский ансамбль
Каст «Конклава» – сплошь великие и недооцененные. Король второстепенных ролей Стэнли Туччи, король ситкомов и комедий Джон Литгоу (тот самый из «Гарри и Хендерсонов» и, возможно, будущий Дамблдор), просто дальний родственник королевской семьи Рэйф Файнс и другие.
Все четверо кардиналов безупречны, каждый работает широкими мазками, но умудряется создать запоминающиеся и многослойные образы: от идеалиста и интеллектуала Туччи до учтивого, плетущего сеть интриг паука Литгоу.
Есть в «Конклаве» и свой Юра Борисов – Изабелла Росселлини. У итальянской примы экранного времени даже меньше, чем у отечественного актера в «Аноре». Но ее магнетизм крадет каждую сцену. Да, первая номинация на «Оскар» в карьере Росселлини – отчасти за совокупность заслуг и выслугу лет, но язык не повернется сказать, что 72-летняя актриса не достойна.
Конечно, никакого «Конклава» не было бы без Рэйфа Файнса – возможно, самого недооцененного из великих актеров современности. В карьере британца множество больших ролей: нацистских преступников, маньяков, героев-любовников, манерных консьержей, британских мафиози и Того-Кого-Нельзя-Называть. Но именно с такими персонажами, как кардинал Лоуренс, он справляется лучше всех в мире. Герои, в которых сочетаются хрупкость и сила, интеллигентность и бушующие внутри эмоции, стремление к правде и страх перед ней.
Признаемся, мы давно восхищаемся Файнсом. Как не восхищаться британским аристократом, который из-за любви к Чехову и Тургеневу выучил русский язык?
Почему «Конклав» может разочаровать
Дело даже не в финале картины, хотя многим он покажется банальным и комичным, вне зависимости от политических взглядов.
Бергер взялся за сложную задачу. Без откровенной критики религии и пошлых приемов он попытался снять напряженный, реалистичный политический триллер о католической церкви в момент наивысшего кризиса. А в финале привести зрителей к возвышенному идеалу: неважно, насколько мы отличаемся друг от друга, всегда Бог, жизнь, человек – есть любовь.
Вот только чтобы зрители поверили в этот гуманистический катарсис, их нужно провести через путь страданий, а «Конклав» избегает любой неоднозначности, неудобной правды и реалистичности. Будто сценарий прошел редактуру незримого ватиканского цензора. Все сюжетные ружья заряжены холостыми. Фильм не поднимает сложных вопросов: оторванность церковных иерархов от простых верующих, коррупция и замалчивание сексуальных преступлений, сращивание церкви и государственных структур и прочее.
Из-за этого «Конклав» разваливается на ходу. Бергер заворачивает сотню кардиналов в герметичный триллер, обещая, что под гнетом ответственности и амбиций те начнут постепенно терять связь с реальностью и поддаваться слабостям. Однако они лишь строят напряженные гримасы и перешептываются на заднем плане – вот и весь саспенс.
Не нужно ничего радикального или порочащего имя Церкви, достаточно нескольких нервных срывов, намеков на зарождающийся апокалиптический культ или кардинала, ночью ворующего еду. Хоть какого-то развития, выплеска эмоций. Но здесь тупик.
То же самое касается и политического триллера. Все интриги, закулисные сделки, тайные заговоры и коварные манипуляции остаются за кадром. Да и за что борется каждый из кандидатов? Зрителю объясняют, что Беллини разрешит женщинам вести службы, а Тедеско откатит все к средневековым устоям и религиозной нетерпимости. Но фильм не дает бэкграунда, не объясняет, как это повлияет на жизнь того самого миллиарда католиков и к каким последствиям приведут решения. Почему либерализация церковного уклада для одних – единственный способ сохранить католическую церковь, а для других – шаг, который оттолкнет от нее значительную долю верующих? У зрителя не возникает эмоциональной связи с историей, потому что в ее центре не реальные проблемы, а абстрактные философские споры.
Детективная интрига выдыхается уже к середине – мучительно скучно наблюдать, как Лоуренс ходит с тревожным выражением лица и периодически отчитывает кардиналов. Все страшные тайны подноготной Ватикана оказываются максимум небольшим проступком или ошибкой молодости. На фоне скандалов, преследующих католическую церковь последние двадцать лет, все это вызывает фрустрацию. Вы правда думаете, что честный взгляд на жизнь Церкви, попытка заглянуть в сердца и мысли ее иерархов, должен выглядеть именно так?
Выходит парадокс: фильм Бергера благодаря атмосфере, визуалу, актерской игре и завязке ощущается как напряженный триллер. При этом сюжет «Конклава» выглядит комично: стареющие, успешные и властные мужчины в дорогих дизайнерских одеяниях страдают из-за того, что волею судьбы оказались не на роскошном курорте, а запертыми во дворце в центре Рима.
Неудивительно, что у части аудитории «Конклав» вызвал ассоциации с подростковыми фильмами и сериалами про школьниц, устраняющих соперниц, или реалити-шоу на выбывание вроде «Холостяка» или «Королевских гонок РуПола» (последнее особенно забавно в контексте финала картины).
Перевод: Кардинал Лоуренс, когда ему что-то рассказывают: «Не говори мне этого. Конклав изолирован»
Но на самом деле: «Брат мой во Христе, ты сам напросился на сплетни».
Федерико Феллини на протяжении всей «Репетиции оркестра» издевался над демократией и убеждал, что обществу нужен пастырь, а в конце дал аллюзию на Гитлера, и фильм сразу стал ощущаться совершенно по-иному. Эльдар Рязанов посвятил «Гараж» борьбе за справедливость и завершил его вопиющей несправедливостью.
«Конклав» стесняется неоднозначности и сложных тем, прикрывается гуманизмом, но почему-то его «Бог есть любовь» звучит слишком фальшиво.
Какие у фильма шансы на «Оскар»?
«Конклав» – классическая темная лошадка наградного сезона. Такие фильмы с удовольствием номинируют для массовки, но они редко получают главные призы. У картины Бергера шесть номинаций на «Золотой глобус» (одна победа), 11 на Critics’ Choice Awards (две победы), так что на дождь из оскаровских статуэток рассчитывать не стоит.
Из восьми номинаций «Конклава» реальные шансы есть у Питера Строана за адаптированный сценарий (он уже взял «Золотой глобус»), а также у художников Сьюзи Дэвис и Синтии Слейтер – их работа слишком хороша, чтобы остаться без награды.
У нашего любимца Рэйфа Файнса шансов получить первый «Оскар» в карьере, увы, немного. Букмекеры и эксперты ставят на Эдриана Броуди («Бруталист») и Тимоти Шаламе («Боб Дилан: Никому не известный»).
🍿 Чтобы ждать церемонию было интереснее, заходите на RUTUBE – здесь собрана огромная библиотека фильмов. С удобным интерфейсом и навигацией по жанрам и странам можно быстро найти идеальный вариант для просмотра. А если сложно выбрать, то помогут подборки с лучшими картинами – обязательно найдется что-то под настроение!
* * *
Фильм о Пушкине будут ненавидеть, но я полюбил. Здесь Юра Борисов 2 часа читает рэп
Вселенная «Твин Пикса»: 5 сериалов и одна игра для фанатов Линча
12 актрис и актеров, в которых мы были влюблены в детстве
Реклама, 18+. ООО «Руформ», erid:2SDnjcSwTVe